К чему могут привести новые учебные стандарты

Отечественная система образования подвергается серьезной опасности, о чем свидетельствует новый проект Федерального государственного образовательного стандарта. Вокруг ФГОС разгорелась нешуточная дискуссия, затронувшая учителей, методистов, преподавателей вузов и чиновников в соответствующем Министерстве. Мнением по данному вопросу поделился с изданием «Московский комсомолец» Анатолий Каспржак, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук.

Эксперт обратил особое внимание на второй раздел государственного стандарта под названием «Требования к результатам обучения». Изложенные в нем решения, по мнению Каспржака, могут оказать значительное негативное влияние на работу учителей, а в перспективе и на ситуацию в классе, школе, государстве.

Новые образовательные нормативы официально закрепляют перегрузку учащихся, тем самым возлагая на них непосильное бремя. На примере учебного предмета «Литература» эксперт продемонстрировал попытку чиновников навсегда отбить желание школьников получать полезные знания, «подмочить» конструктивную подоплеку образовательного процесса. Подбор произведений, обязательных к прочтению, так же нелогичен и размыт, как и количество предлагаемого к изучению материала. Создатели ФГОС будто забывают, что помимо литературы, учащиеся обязаны осваивать и другие предметы, каждый из которых отличается обилием тем, задач, формул и упражнений.

По мнению опытного специалиста, невозможность охватить предложенный учебный материал в полном объеме порождает у учащихся состояние оцепенения и, как следствие, попытки во что бы то ни стало получить высокий бал, сдать норматив часто без помощи первоисточника, то есть прочтения того самого произведения. Согласитесь, гораздо легче посмотреть киноленту, снятую по мотивам книги, вместо прочтения увесистого фолианта, или приобрести пособие под ёмким названием «Мировая литература на ста страницах», в котором можно ознакомиться с кратким содержанием. Все это сознательно ведет школьников к поверхностности, приучает изворачиваться и официально лгать.

Требования ФГОС приведут к регламентации учебного материала, его чрезмерной детализации и распределению по годам обучения. Талантливым учителям в такой системе образования быстро станет неуютно – они либо покинут стены школы либо трансформируются в удобных полупрофессионалов.

Анатолий Каспржак напоследок отметил главное, по его мнению, упущение нового образовательного проекта – на итоговые баллы выпускников никоим образом не повлияют навыки работы с информацией, способность к обобщению, логичность мышления и так далее. Другими словами, державе не нужны граждане, способные мыслить и переучиваться, отстаивать свои убеждения. В фокусе остается освоение образовательных объемов с целью сдачи итоговой аттестации.

загрузка...


© 2015-2024 Сетевое издание «Фактом». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ No ФС 77 - 67652 от 10.11.2016.