Люди обращают внимание на новую информацию только тогда, когда хотят в нее верить

Новая статья в Журнале Европейской экономической ассоциации, опубликованная издательством Oxford University Press, указывает на то, что мы склонны прислушиваться к людям, которые говорят нам то, во что мы хотели бы верить, и игнорируем людей, дающих нам информацию, о которой мы бы не хотели знать. В результате единомышленники склонны делать друг друга более предвзятыми. Об этом сообщает портал Phys.org.

Хотя было бы разумно думать, что люди принимают решения, основываясь только на доказательствах и опыте, предыдущие исследования показали, что лица, принимающие решения, имеют мотивированные убеждения.

Они верят во что-то отчасти потому, что хотят, чтобы это было правдой. Мотивированные убеждения (и приводящие к ним доводы) могут вызывать серьезные предубеждения. Предполагается, что подобный механизм поможет объяснить распространение дезинформации в Интернете.

Такие убеждения также могут объяснить поведение фондового рынка. Существует много объективной информации о финансовых рынках, но принятие и поддержка групповых решений могут привести к нестабильности развития компаний.

Исследователи объединили субъектов в пары на основе их баллов по тесту IQ, так что оба участника либо имели баллы выше среднего, либо оба имели баллы ниже среднего. Затем испытуемые обменялись мнениями относительно утверждения, в которое оба хотели верить: что они принадлежат к группе с высоким IQ.

Эксперимент показал, что люди, которые пессимистично относятся к группе с высоким IQ, как правило, становятся значительно бодрее и веселее, когда их сравнивают с более оптимистичным партнером.

Однако оптимистичный человек вряд ли изменит свои убеждения, если его сопоставят с более пессимистичным. Этот эффект особенно сильно наблюдается у людей с низким IQ. Он вызывает особенно серьезные предубеждения.

В целом результаты показывают, что усиление предвзятости происходит потому, что люди (выборочно) приписывают более высокую информационную ценность социальным сигналам, которые усиливают их ранее существовавшую мотивацию верить.

 

 

загрузка...


© 2015-2024 Сетевое издание «Фактом». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ No ФС 77 - 67652 от 10.11.2016.